О творчестве

Александра Загряжская,

журналист, член ТСХР

Художник Лариса Белима.

 Абстракция — это особенный способ восприятия красоты и гармонии в чистых проявлениях цвета и линий. Истоки абстракции следует искать в первых опытах древних художников, в народном творчестве, в орнаментах и знаках старинных рисунков, которые будят воображение и приглашают освободиться от рамок и границ в восприятии художественных образов. Этой особенностью обладают и картины художника Ларисы Белимы. 

   В разное время, — признается Лариса, ее впечатляли разные мастера, но самые сильные впечатления юности – знакомство с картинами Василия Кандинского, в которые Лариса Белима сразу же влюбилась на долгие времена. Позднее ее художественные предпочтения так же составили художники французской школы и авангардисты начала двадцатого века. Приверженцы этих направлений в высшей степени  владеют цветом и колоритом, что Лариса Белима ставит на первую ступень мастерства.

    «Лариса нашла свой собственный изобразительный язык», — говорит учитель художницы Лев Дьяконицын, — она уже давно выросла из «моей ученицы» и, возможно, скоро сама станет классиком». Именно к этому, — уверен известный живописец и искусствовед, ведет ее художественное воображение и талант. «В работах Ларисы Белимы, — считает мастер, — чувствуется влияние известных произведений, но явно присутствует и живое движение художественного жеста — ее собственной руки. К тому же, — продолжает Лев Дьяконицын, — поражает невероятная фантазия, рождающая одну за другой работы, каждая из которых неповторима и уникальна по цвету и образности. Эта способность ставит Ларису в ряд «больших художников».

Традиция авангарда связана не столько с описанием реального мира, сколько с художественной драматургией произведения. Лариса Белима последовала традициям мастера и в его отношении к цвету и в умении создавать композиции, как авторские «режиссерские постановки». Ее картины — битва и содружество красок, их единство и разногласия, рождающие сложные ощущения от знакомства с новой реальностью, созданной фантазией художника.

«Человечество когда-то обладало незаурядными способностями», — уверена Лариса, — «об этом свидетельствуют многие достижения древних, которые до сих пор нам кажутся чудом и многие из которых невозможно повторить даже в век технического прогресса». Художник видит причину необыкновенных открытий и мудрости наших предшественников в том, что они были тесно связаны с природой и жили в большей гармонии с мирозданием, чем наши современники. Каждый день Лариса стремится приблизится к первозданным истокам в поисках ощущения гармонии самыми простыми способами — она любит природу, любит цветы, которые выращивает в своем дачном саду, и они отвечают ей взаимностью, являясь самыми красноречивыми «шпаргалками» в постижении сложной науки гармонии цвета. Так же Лариса видит особенную эстетику  в разрушении временем, и переносит свои впечатления от нереставрированных древних стен в "состаренные" фактуры своих изображений. В одном фрагменте фрески заключена вся живопись — за иллюистрациями этой мысли, известной со времен эпохи Возрождения, Лариса едет в путешествия по древним храмам. Со времен Ренессанса не были изобретены более совершенные формулы сочетания цветов, и едва проступающие образы и настенные росписи даже с вовсе утраченными частями являются лучшими образцами для художников всех направлений.

 

Сюжеты в картинах Ларисы Белимы рассказывают истории, которые можно читать без конца. Их автор всегда сопровождет названиями – поэтическими, как метафоры. Название, — объясняет Лариса, — она дает как подсказку зрителю, как ключ к ее художественным замыслам, чтобы легче было ориентироваться в лабиринтах воображения, знаках и символах.

Название выставки —  продолжение творческого процесса. Чаще всего, оно рождается спонтанно, как подарок того вдохновения, на волне которого автор передает нам открытые им образы и сюжеты. Выставка Ларисы Белимы "Цвет как образ" в артгалерее "Дрезден" (1-12 декабря, 2012 г.)  в полной мере отражает отношение автора к цвету, составляющему эмоциональную основу в восприятии картины, главенствующему в первом впечатлении зрителя, за которым уже следует размышление над сюжетом и композицией. «Цвет как образ» — название простое, незамысловатое, и даже не претендующее на оригинальность, выражает, тем не менее, восхищение художника уникальными особенностями живописи с помощью красок передавать настроения, чувства, мысли. Первое, что отмечают искусствоведы, это колорит произведений Ларисы Белимы. Интригующие сюжеты из области ее художественного воображения и волнующие душу состояния абстрактных картин построены на отношениях цветов композиций. Именно цвет завораживает зрителя и приглашает следовать за переходами оттенков в лабиринты скрытых смыслов цветовых форм, знаков, символов. 

Искусствовед Станислав Айдинян на открытии выставки "Цвет как образ":   «Тайна Фараона» — так называется  работа Ларисы Белимы, отнесенная по ассоциациям художницы к Египту. Мне сюжет представляется маревом сна, где Египет предстает мягким, с плавящим солнцем.  Марк Ротко – один из жрецов и теоретиков абстрактного искусства считал, что всегда нужно исходить из названия. И в данном случае, это особенно важно. Очень созвучно картинам Ларисы музыкальное сопровождение этой экспозиции. Звучит блюз. И есть картины, встречающие зрителей в первом зале, которые именно так и называются «Блюз». Грусть блюза, выраженная в синих и голубых тонах (в переводе с французского «bleus» — синий) в картинах Ларисы Белимы очень тонко, зрело приближает нас к тому, как делались выставки в Европе, в начале этого века и в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого. Хочется отметить такие работы, как эта фиолетовая, я ее специально перевернул, посмотрел за пределы рамы, картина называется «Вересковая долина».  Каждая работа, в смысле ассоциаций, исходящих из названия любого профессионала-абстракциониста несет свою смысловую нагрузку" .

«Она завораживает своими работами, уводит в их глубину, как русалка» — это мнение коллеги-художника о картинах Ларисы Белимы очень точно передает впечатление от знакомства с ее живописью. Лариса, бесконечно женственная, с копной золотистых волос, стоящая перед мольбертом с кистью, действительно, представляется обладательницей исключительных способностей. Она легко подчиняет краски своему замыслу, открывая их возможности сиять на полотне, излучать свет, подчеркивать яркость и глубину друг друга, создавать эффекты, волнующие душу и воображение. Тюбики с красками — лучшие друзья Ларисы Белимы. Их Лариса предпочитает многим общепринятым удовольствиям жизни, ведь они хранят бесконечное множество новых сюжетов, ни с чем несравнимых впечатлений и эмоций. Их появление на палитре художника предвосхищает тот душевный подъем, который называют вдохновением.

"Творчество, — уверена Лариса, — как, впрочем, креативный подход к любой деятельности, дарит возможность выйти за пределы обыденности и тем самым помогает обрести неординарные способности. То, что мы живем", — говорит художник, — "уже чудо, это уже не обыденность, это -- бесценный дар!» Картины Ларисы Белимы передают это ее восхищение жизнью. В  работах художницы не каждый найдет сходство с увиденными картинами мира, но непременно ощутит то настроение, которое, зачастую, передано в ее абстрактных полотнах отчетливее и ярче, чем сама действительность. Ведь именно художественное воображение дарит нам возможность видеть мир не только таким каким он кажется, но и таким, каким он является — бесконечным множеством художественных идей, из которых состоит реальность.

Лариса Белима © 2017 г.

  • YouTube Social  Icon
  • Иконка Facebook с прозрачным фоном
  • Иконка Flickr с прозрачным фоном